"System Of A
Down" - армянское чудо из Калифорнии, группа, заставившая весь мир
говорить о возрождении тяжёлой музыки, группа, сочетающая в своём звучании
металл, панк, фолк и богзнает, что ещё, группа, которая останется в подарок будущему
от нашей эпохи, как от 70-х остались "Pink Floyd", а от 80-х -
"Dead Kennedys", наконец, группа, которая не устаёт говорить о
несправедливости, царящей в мире, о тюрьмах, о голоде, об унижении, о страхе...
Группа, выпускающая платиновые пластинки. Группа, борющаяся против войны в
Ираке... Не довольно ли им? Не довольно. Для своего второго альбома они
написали около 40 песен, а выпустили только 14-ть. Их никто не просил так
стараться, их буквально выгоняли со студии. Но они не могли по-другому. Гордый
армянский нрав тому виной или дух истинных американцев, воспитанных в свободе?
Бог весть...
Всё началось в 93-м, когда встретились Серж Танкян (тогда
клавишник безвестной Лос-Анджелесской команды, а ныне - вокалист "Системы
подавления") и гитарист Дарон Малакян. Сработались они быстро, их первая
команда называлась "Soil" (это и почва, и грязь и, в каком-то смысле,
и родина). К ним примкнул тогдашний банковский служащий, первый менеджер группы
и немного басист Шаво Одаджан, а также барабанщик Андраник Хачатурян. Четыре
простых армянских чувака, играющие тяжёлую музыку, как любят называть себя
участники коллектива, сами занимались своей раскруткой - носили по клубам свои
записи, брали пачки билетов на распространение и играли, играли, играли
концерты. Благодаря концертам, непрерывному мощному чёсу по клубам LA и
Голливуда, они и пробились, прорвали оборону калифорнийского шоу-бизнеса,
морочившегося тогда с начавшим издыхать гранжем и вяловатой
"альтернативой".
Творческие разногласия привели к уходу в 95-м Андраника
Хачатуряна, и за барабанной установкой в группе, которая и получила тогда своё
нынешнее имя "S.O.A.D.", оказался Джон Долмаян. Одновременно Шаво
забрасывает банк, забрасывает свои менеджерские функции и делает выбор в пользу
музыки - уровень команды возрос настолько, что пора было решать - или ты в
автобусе, или ты вне автобуса.
Рик Рубин, основатель лэйбла "American
Recordings", положил глаз на "Систему" уже в половине 90-х, но
четыре армянских чувака не спешили с контрактом. Они знали, кто они такие, они
делали новую, непохожую ни на кого музыку и они были уверены в своих силах.
Первый альбом, название которого дублировало название группы, вышел только
летом 98-го и произвёл такой фурор, что музыкальная пресса всего мира
заговорила о возрождении тяжёлой музыки, ибо назвать саунд "Системы"
однозначным металлом или утяжелённым панком, или хардкором - нельзя. Элементы
всего этого есть в музыке "S.O.A.D.", но они не только не
"сдирают" ни у кого из предшественников, они не вписываются в
привычные стилевые и жанровые рамки, создав что-то своё. За ними на лэйблы и
радиостанции всего мира потянулась вереница разнообразного тяжеляка, далеко не
всегда интересного и талантливого. Но сами "S.O.A.D." и сейчас, после
третьего альбома (второй их релиз "Toxicity" увидел свет осенью
2001-го года, третий, "Steal This Album" ("Стащи этот
альбом") - осенью 2002-го), остаются несомненным эталоном качества и
разнообразия звучания.
Сочный и мощный голос Сержа Танкяна, способного рычать,
орать, испускать громы с искрами, и в следующую секунду - шептать, причитать,
почти что плакать, настолько по-хорошему мужской и настолько роковый, что
невольно вспоминаются "их" Джелло Биафра и Мик Джаггер и
"наши" Владимир Высоцкий и Лёха Никонов. Серж - не похож, он особый,
но он достоин встать в ряд. Музыка "Системы", то по-панковски
грязноватая, то металлически брутальная и мощная, то нежная, словно восточная
колыбельная, то словно пульсирующая кровью в горле эмо-хардкор-парней, не
оставляет равнодушным.
"Четыре армянских чувака" не считают себя
политической группой. Но они поют о страхе, в котором постоянно живёт средний
обитатель мегаполиса, они поют о неласковых тюремных сроках за порцевание
конопли, они дают слово убийце и страшному человеку Чарльзу Мэнсону, исполняя
песню от его имени и полагая, что каждый имеет право на высказывание, что никто
в мире не однозначен, что у каждого есть две стороны - даже у такого
"дьявола во плоти", как Мэнсон, отбывающий пожизненное заключение уже
более тридцати лет.
Сержа Танкяна, вокалиста и фронтмэна группы, часто считают
злым. Он спорит с этим. Он всего лишь прыгает в экстатическом танце вокруг
костра, взывая к древним богам человечества, он шепчет, кричит, жалуется,
молится им - и в этом танце лицо его одухотворено сполохами костра, сполохами
жестокого XXI века, начавшегося сокрушением башен-близнецов WTC и
продолжившегося войной в Ираке.
12 сентября 2001 года, на другой день после катастрофы,
Танкян публикует в сети статью с анализом возможных причин атаки камикадзе на
Всемирный торговый центр, называя её пророчески: "Понимая нефть". 15
февраля 2003 года, в день мощнейших за всю историю человечества всемирных
антивоенных протестов, все четверо чуваков из "S.O.A.D." выходят на
демонстрации с видеокамерами, снимать интервью простых людей, пришедших
протестовать вместе со своими семьями, с детьми, с любимыми людьми. Видео акций
15 февраля смонтировал для нового клипа "S.O.A.D." не кто-нибудь, а
Майкл Мур, автор "Тупых белых людей" и "Боулинга для
Колумбайна", оскаровский лауреат 2003 года в номинации документального
кино, произнёсший слова недоверия и осуждения американской администрации прямо
со сцены голливудского театра "Кодак".
Серж Танкян говорит, что он ненавидит насилие. И борется с
ним, противопоставляя ему любовь. "Я люблю", - говорит он, отвечая на
навязчивый вопрос журналиста. И эта любовь слышна в музыке "Системы".