В популярности ленинградской группы «Кино» есть что- то
необъяснимое - и, действительно, успех, слава, массовое признание, которые, как
правило, находят исполнителя после всплеска его творческой активности, пришли к
«К.» тогда, когда группа, можно сказать, существовала уже только в воображении
поклонников. Год «Кино» начался весной 1988, когда группа полностью исчезла с
музыкальных горизонтов: не выступала, не репетировала, а ее участники были
заняты реализацией собственных творческих планов. Казалось, лишь по чистой
случайности они выкроили время и завершили работу над находившимся уже полгода
в «полуфабрикатном» состоянии альбомом «Группа крови». Он-то и стал
катализатором взрыва «киномании». А началось все осенью 1981-го, когда на
обломках давно забытых команд «Пилигрим», «Абзац» и «Палата номер 6» возникло
трио «Гарин и гиперболоиды». Пару месяцев спустя состав его сократился до
дуэта, а название обратилось в «Кино», - в ту пору за ним скрывались Виктор Цой
и Алексей Рыбин. Они вступили в Рок-клуб, весной следующего года дебютировали
на его сцене при деятельном участии музыкантов «Аквариума» и «Зоопарка»,
записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название «Сорок
пять», пару раз выезжали в Москву и исчезали на целый год.
Затем выступили еще пару раз - впятером - после чего
неожиданно распались. И все же в мае 1984 г. «К.» появилось вновь. Виктор Цой
(гитара, вокал); Юрий Каспарян (гитара); Александр Титов (бас) и Георгий
«Густав» Гурьянов (ударные) за пару месяцев отрепетировали новую программу и
«темной лошадкой» вышли на сцену 11 ленинградского рок- фестиваля, где
произвели настоящую сенсацию, став одним из главных открытий этого смотра
творческих сил рок-движения. Звание лауреатов Рок-клуба «К.» подтверждали еще
дважды - в 1985 и 1987 гг. Осенью 1984 г. Титова сменил Игорь Тихомиров - по
совместительству бас- гитарист «Джунглей» и «Поп-механики». С тех пор состав
«К.» - если не считать эпизодических появлений разнообразных гитаристов,
клавишников и перкуссионистов - остается неизменным.
Песни «Кино» привлекают слушателей обилием свежих
мелодических решений, а отличная ансамблевая игра позволяет говорить о ней как
о настоящем образце рок- группы. В текстах В. Цоя - а именно он является
автором практически всего репертуара «К.» - романтически возвышенные образы
смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая
внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и
едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя.
В более поздних работах группы заметно «повзросление» ее лирического героя,
отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более
серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению.
После успеха альбома «Группа крови» и выхода на экраны
страны фильма С. Соловьева «Асса», в котором короткое появление «К.» стало едва
ли не наиболее значительным моментом всей картины, группа как бы обретает
второе дыхание. Возобновляется концертная деятельность, проходят успешные
гастроли как по стране, так и за рубежом - в частности, в Дании, где группа
принимала участие в благотворительных акциях движения «Некст стоп», Франции,
где «К.» выступило на крупнейшем рок-фестивале в г. Бурже и на ежегодном
фестивале советского рока «Снова в СССР» в Италии. Помимо «Ассы» «К.» снималось
также в картине А. Учителя «Рок», «Городе» А. Бурцева, а В. Цой успешно сыграл
главную роль в своеобразном фильме Р. Нургманова «Игла». В 1989 г, их пластинка
выпущена во Франции. 15 августа 1990 г. В. Цой погиб в автокатастрофе. В январе
1991 г. «Мелодия» выпустила «посмертный» альбом «К.», доработанный в студии
музыкантами группы на основе черновых записей, сделанных В. Цоем за несколько
дней до смерти.